Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 проводится:
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Приказ Министерства образования Саратовской области "Об утверждении перечня предметов"
Дорожная карта по предупреждению нарушений ГИА-9 в 2022-2023 учебном году
Контакты по вопросам ГИА-9:
Школа (8453) 777-618,
Ответственный: Топта Олеся Николаевна
Адрес электронной почты: anisovskiy@mail.ru
"Горячая линия" Комитет по образованию администрации Энгельсского муниципального района (8453) 544-491
Ответственный: Вдовенко Надежда Владимировна
Адрес электронной почты: gia238engels@mail.ru
"Горячая линия"по вопросам ГИА-9 на региональном уровне (8452) 75-62-20
Ответственный: Сомкина Елена Павловна
Адрес электронной почты: gia9@sarrcoko.ru
ОГЭ-2025
Полезные ссылки
- Раздел «ГИА» сайта Рособрнадзора https://obrnadzor.gov.ru/gia/
- Официальный сайт ФГБНУ «ФИПИ» https://fipi.ru
- Официальный сайт ФГБУ «ФЦТ» https://rustest.ru/
- Официальный сайт Рособрнадзора https://obrnadzor.gov.ru
- Официальный телеграмм-канал Рособрнадзора https://t.me/rosobrnadzor_official
-
Министерство образования и науки Республики Бурятияhttps://egov-buryatia.ru/minobr/activities/napravleniya-deyatelnosti/oge/
-
РЦОИ http://www.burinko.ru /
-
Открытый банк заданий ОГЭ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
- ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ - 2025
-
По вопросам проведения ГИА в Республике Бурятия участники и их родители смогут обратиться по телефону «горячей линии» +7 (3012) 45-41-57.
Также действует «горячая линия» Рособрнадзора: +7 (495) 984-89-19 и телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104-68-38.
ПОЛЕЗНЫЕ ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ от Рособрнадзора:
- Про мотивацию https://vkvideo.ru/video-36510627_456239775
- Про страхи https://vkvideo.ru/video-36510627_456239774
- Про энергию https://vkvideo.ru/video-36510627_456239773
- Про лень и прокрастинацию https://vkvideo.ru/video-36510627_456239772
- Про эмоции и эмоциональный интеллект https://vkvideo.ru/video-36510627_456239771
- Про память https://vkvideo.ru/video-36510627_456239770
- Про внешний вид https://vkvideo.ru/video-36510627_456239769
- Про время https://vkvideo.ru/video-36510627_456239768
- Про уверенность в себе https://vkvideo.ru/video-36510627_456239767
- Про цели https://vkvideo.ru/video-36510627_456239765
- Про стресс и победу https://vkvideo.ru/video-36510627_456239764
Основной период
21 мая (среда) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский);
22 мая (четверг) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский);
26 мая (понедельник) — биология, информатика, обществознание, химия;
29 мая (четверг) — география, история, физика, химия;
3 июня (вторник) — математика;
6 июня (пятница) — география, информатика, обществознание;
9 июня (понедельник) — русский язык;
16 июня (понедельник) — биология, информатика, литература, физика.
Резервные дни
26 июня (четверг) — русский язык;
27 июня (пятница) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
28 июня (суббота) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
30 июня (понедельник) — математика;
1 июля (вторник) — по всем учебным предметам;
2 июля (среда) — по всем учебным предметам;
Дополнительный период
2 сентября (вторник) — математика;
5 сентября (пятница) — русский язык;
9 сентября (вторник) — биология, география, история, физика;
12 сентября (пятница) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский), информатика, литература, обществознание, химия.
Резервные дни
17 сентября (среда) — русский язык;
18 сентября (четверг) — математика;
19 сентября (пятница) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
22 сентября (понедельник) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
23 сентября (вторник) — по всем учебным предметам.
Досрочный период
22 апреля (вторник) — математика;
25 апреля (пятница) — русский язык;
29 апреля (вторник) — информатика, литература, обществознание, химия;
6 мая (вторник) — биология, география, иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский), история, физика.
Резервные дни
12 мая (понедельник) — математика;
13 мая (вторник) — информатика, литература, обществознание, химия;
14 мая (среда) — биология, география, иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский), история, физика;
15 мая (четверг) — русский язык;
17 мая (суббота) — по всем учебным предметам;
Демоверсии ОГЭ 2025
— Русский язык
— Итоговое собеседование
— Математика
— Химия
— Информатика
— Биология
— История
— География
— Обществознание
— Литература
— Физика
— Английский язык
Изменения в КИМ ОГЭ 2025 года
Биология
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
Максимальный балл за выполнение задания 3 снижен с 2 до 1. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы снижен с 48 до 47.
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский языки)
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
Уточнены критерии оценивания ответов на задание 35 письменной части и задание 3 устной части.
Информатика
1. В КИМ 2025 г. заданию 15 соответствует задание 15.1 из КИМ 2024 г., а заданию 16 – задание 15.2 из КИМ 2024 г. Таким образом, количество заданий в работе увеличилось с 15 до 16, а задание 15 перестало быть альтернативным.
2. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 19 до 21 балла.
Итоговое собеседование по русскому языку
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий внесены следующие корректировки.
1. Приведён к единообразному представлению примерный круг вопросов, на которые должны дать ответы участники итогового собеседования в рамках монологического высказывания.
2. Максимальный балл за оценивание диалога увеличен до 3 баллов.
3. По аналогии с ЕГЭ по русском языку исключён критерий оценивания «Богатство речи», при этом обозначенные ранее подходы к оцениванию речевых повторов сохраняются при оценивании соблюдения речевых норм.
4. Критерий Р5 «Соблюдение фактологической точности» переименован по аналогии с тем, как подобный критерий представлен в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку: «Фактическая точность речи».
Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования сохранено и составляет 20 баллов.
Русский язык
Изменения структуры КИМ отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий 13.1, 13.2, 13.3 внесены следующие корректировки.
1. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку.
2. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.
3. Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.
4. Переформулировано задание 13.3: исключено как обязательное требование давать определение понятию. Кроме того, в формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации».
5. Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» во всех форматах развёрнутого ответа переименован в «Логичность речи»; скорректировано понятийное наполнение критерия «Композиционная стройность».
6. Приведена к единообразному представлению система оценивания грамотности и фактической точности речи в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В частности, увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм».
7. Уменьшено (по аналогии с ЕГЭ) с 10 до 8 количество баллов расхождения между двумя экспертами для выхода работы на третью проверку.
8. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37.
Кроме того, по аналогии с кодификатором ЕГЭ в кодификатор ОГЭ включён список источников, используемых разработчиками при составлении заданий КИМ. В спецификации уточнена технология использования орфографического словаря на экзамене участниками ОГЭ и предъявлены требования к орфографическим словарям, которые могут использоваться в рамках экзаменационной процедуры.
Литература
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
Уточнены критерии оценивания выполнения заданий:
– при оценивании выполнения всех заданий части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида;
– уточнены критерии оценивания задания 4: критерий К2 «Привлечение текстов произведений при сопоставлении для аргументации» приведен в соответствие с аналогичным критерием оценивания сопоставительных заданий ЕГЭ;
– критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ОГЭ по русскому языку.
Уточнены инструкции к экзаменационной работе и сочинению.
Физика
1. Общее число заданий сокращено с 25 до 22.
2. Одна из качественных задач переведена в форму задания с кратким ответом.
3. Удалены задания на распознавание формул и одна из линий заданий на работу со схемами и таблицами. Эти способы представления информации интегрированы в различные линии заданий КИМ.
4. Уменьшен объём текста физического содержания, к которому предлагается только одно задание на применение информации из текста в новой ситуации.
5. В качестве расчётных задач предлагается только одна комбинированная задача (№ 22).
6. Задачи 20 и 21 различаются уровнем сложности и могут базироваться на материале любого из разделов (механические, тепловые или электромагнитные явления).
7. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшился с 45 до 39 баллов.
Химия
1. Общее число заданий уменьшено с 24 до 23: из экзаменационного варианта 2025 г. исключено задание 24.
2. Изменена модель задания 23, предусматривающего выполнение химического эксперимента. Экзаменуемым предстоит провести 4 опыта, позволяющих распознать вещества в двух пробирках под номерами. Результаты выполнения задания оформляются в табличной форме. Выполнение задания оценивается 5 баллами. Оценивание экспертами в аудитории техники выполнения опытов в 2025 г. не предусмотрено.
3. В задании 21 исключён компонент условия, предусматривающий составление сокращённого ионного уравнения реакции. Данный шаг обусловлен проверкой сформированности указанного умения новым заданием 23.
4. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшен с 40 до 38.
Обществознание
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют; внесены уточнения в систему оценивания заданий 5 и 12.
География / История / Математика
Изменений нет.
Расписание проведения итогового собеседования по русскому языку в 2024/25 учебном году
- Основная дата проведения ИС — 12 февраля 2025 года.
Резервные даты — 12 марта и 21 апреля 2025 года.
В случае получения неудовлетворительного результата («незачёт») за итоговое собеседование участники итогового собеседования вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз.
В дополнительные сроки к участию в итоговом собеседовании допускаются обучающиеся
→ получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачёт»);
→ не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально (по решению педагогического совета школы);
→ не завершившие выполнение итогового собеседования по уважительным причинам;
→ удалённые с итогового собеседования за нарушение Порядка проведения (по решению педагогического совета школы).
Продолжительность итогового собеседования по русскому языку составляет в среднем 15-16 минут.
Контрольные измерительные материалы итогового собеседования состоят из четырех заданий:
- чтение текста вслух,
- подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания,
- монологическое высказывание,
- диалог.
Заявления об участии в итоговом собеседовании по русскому языку подаются за две недели до начала проведения собеседования.
Подать заявление нужно в своей школе. Экстерны подают заявление в образовательную организацию по своему выбору.
Промежуточная аттестация.
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 2-9 классов по предметам согласно Учебного плана образовательной организации в начале года, в виде входных контрольных работ, в середине года и в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся.
По заявлению родителей:
- сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств);
- учащиеся, обучающиеся на дому, могут быть освобождены.
Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с контрольными испытаниями и промежуточную аттестацию без контрольных испытаний.
В 2-8, классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс и проводится:
- с контрольными испытаниями по предметам инвариантной части учебного плана;
- без контрольных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по предметам вариативной части учебного плана.
- В 9-х классах промежуточная аттестация является основанием для допуска к государственной итоговой аттестации и осуществляется без аттестационных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по всем предметам учебного плана.
Всероссийские проверочные работы.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, позволяющие проверить знания школьников по тому или иному предмету.
В отличие от обычных проверочных контрольных работ, где школы определяли успешность освоения учениками предметов по своей методике, ВПР оценивается по единому стандарту для всех школ.
ВПР появились в 2015 году, первоначально в качестве эксперимента для 4-х классов. Постепенно проверочные работы стали писать ученики и более старших классов.
Что такое ВПР и из чего они состоят?
Всероссийские проверочные работы пишут ученики 4-8 и 10-11-х классов весной — в марте — апреле. Мониторинг качества образования проводится уже пять лет. Это средство контроля за степенью освоения учащимися программного объема знаний по ФГОС, поэтому вопросы типа «уже есть ЕГЭ, ОГЭ, а ВПР для чего проводится?» не имеют смысла.
Проверочные работы — не аналог экзаменов. Это комплексная проверка базового уровня знаний, который дает ученику конкретная школа. Тесты составлены по единым требованиям ФГОС, критерии оценивания тоже одинаковы для всех образовательных учреждений. Количество заданий в работе — от 12 до 20 (в зависимости от предмета и возраста ученика), расположены от простого к сложным.
В 2024/2025 учебном году действуют новые правила ВПР, которые устанавливают требования к участникам, срокам, продолжительности работ и перечень предметов для ВПР.
Новые Правила ВПР
С 1 сентября 2024 года действуют Правила проведения мероприятий по оценке качества образования (постановление Правительства от 30.04.2024 № 556). Теперь в стране проводят только три вида мероприятий:
· национальные сопоставительные исследования (НИКО);
· ВПР в школах и организациях СПО;
· международные сопоставительные исследования.
Другие оценочные мероприятия может проводить только школа по своему усмотрению и регион по согласованию с Рособрнадзором (ст. 28, ч. 3.2 ст. 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Участники ВПР
В ВПР принимают участие ученики школ с аккредитованными ООП НОО, ООО и СОО. Исключение — 1-3-е, 9-е и 11-е классы. Раньше такого четкого определения не было — Рособрнадзор каждый год сам устанавливал, в каких параллелях надо обязательно провести работы. Более того, теперь закрепили, что если ученик уже участвовал в НИКО или международном исследовании, то в этом же учебном году не пишет ВПР (п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства от 30.04.2024 № 556).
Не участвуют в ВПР также учащиеся:
· специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
· федеральных государственных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;
· образовательных организаций, расположенных на территории Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны России.
Школа сама решает, допускать ли учеников с ОВЗ к работам. КИМ ВПР все так же не имеют адаптированного варианта. Если ребенок с ОВЗ может по состоянию здоровья и хочет участвовать в ВПР, то школа обязана получить на это согласие родителя (п. 14 Правил, утв. постановлением Правительства от 30.04.2024 № 556).
Сроки и продолжительность ВПР
Работы проводят с 11 апреля по 16 мая 2025 года. Если их выполняют на компьютере, то предусмотрели резервный день — 25 апреля. Конкретные даты школа устанавливает сама — как и раньше.
Теперь работы длятся только один или два урока по 45 минут. Так сократили время для ВПР по русскому языку в 5-х классах: в 2024 году отводили 60 минут, а в 2025 — не более 45. А для математики в 6-х классах наоборот — увеличили с 60 минут до двух уроков по 45 минут. Похожие изменения действуют и по другим предметам в разных классах (приказ Рособрнадзора от 13.05.2024 № 1008).
Предметы для ВПР
Расширили количество предметов, по которым буду проводить ВПР (приказ Рособрнадзора от 13.05.2024 № 1008). В перечне появились иностранные языки — английский, немецкий, французский.
Добавили предметы по выбору:
· в 4-х классах выберут один предмет из окружающего мира, литературного чтения или иностранного языка;
· 5-х классах выберут один предмет из истории, литературы, иностранного языка, географии, биологии;
· 6-х классах выберут один предмет из истории, обществознания, литературы, иностранного языка, географии, биологии;
· 7-х классах выберут один предмет из истории, обществознания, литературы, иностранного языка, географии, биологии, информатики, физики базовой или с углубленным изучением;
· 8-х классах выберут один предмет из истории, обществознания, иностранного языка, географии, биологии, химии, информатики, физики базовой или с углубленным изучением;
· 10-х классах выберут два предмета из истории, обществознания, литературы, иностранного языка, географии, физики, химии.
Скорее всего принцип выбора оставят прежним. При определении двух предметов в выборку попадут дисциплины из разных областей: общественно- и естественно-научной. Не должно быть двух предметов из одной области, например физики и химии.
Сайты для подготовки к ВПР:
https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2020
На вышеперечисленных сайтах на данный момент уже присутствуют образцы ВПР по предметам, кроме этого инструкции по выполнению заданий, а также описание контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы.
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО.
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования, формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.